Строительство Колизея или Амфитеатра Флавиев было начато императором Веспасианом в 75 году нашей эры; он был открыт Тито в 80 году и завершен Домицианом в 90 году. Сначала он назывался амфитеатром Флавиев, потому что Веспасиан был из династии Флавии; только в средние века его стали называть Колизей из- за его близости к «Колоссу»: это была статуя Нерона с видом бога Солнца, высотой около 36 метров.
Построенный прямо на месте искусственного озера, раскопанного Нероном, Колизей нуждался в огромных фундаментах с платформой, полностью выполненной из цемента. Колизей имеет изогнутый фасад снаружи, перемеженный тройной серией из 80 арок, обрамленных колоннами, на которых установлены полуколонны, в которых было установлено так много статуй. Чтобы облегчить видимость целостности, тосканский орден использовался для колонн нижнего этажа. Над тремя орденами проходит сплошная кладка чердака.
Внутри были ярусы, на которых сидели зрители. Различные сектора были разделены в соответствии с социальным статусом: император и его сотрудники обладали зарезервированными трибунами и подиумами; людям предназначались ступени и терраса с стоячими местами. Большая палатка (называемая веларио) защищала зрителей от солнца и непогоды. В начале XVIII века Карло Фонтана разработал проект строительства церкви внутри Колизея.
Одна только центральная арена имеет размеры 8654 метра. Текущая высота достигает 48,5 метра, но первоначально она была 52 метров. Вместимость была не менее 50000 мест. Под ареной подземные ходы вели к люкам и лестницам, через которые появлялись гладиаторы и звери. Подземные помещения были оборудованы лифтами: через них можно было также вводить животных прямо на арену, которые содержались в специальных клетках.
Реконструкция интерьера Колизея.
В Колизее первым шоу дня были охоты или драки между людьми и животными; затем последовали публичные казни преступников; наконец, днем, проводились гладиаторские бои. Бой между гладиаторами назывался мунус. Гладиаторы (рабы, заключенные или профессионалы) проходили тяжелые ежедневные тренировки с надеждой (напрасно для многих из них) стать богатыми и знаменитыми или, по крайней мере, спасти свою жизнь. Среди гладиаторов были также люди, которые взяли на себя огромные долги и, не вернув их, были проданы кредитором школе гладиаторов, которые таким образом вернули свои деньги.
Даже христиане были предназначены для того, чтобы их пожирали звери, что становилось кровавым зрелищем для язычников.
Сегодня интерьер Колизея полностью лишен своего убранства, но мы знаем, что каждый элемент здания был тщательно продуман с эстетической точки зрения; каждый ярус был разделен на сектора, и для облегчения их идентификации они были разделены низкими мраморными экранами, которые также служили поручнями. Все они были украшены различными рельефами. Сегодня христианские аспекты Колизея с его крестами и шествиями игнорируются, и амфитеатр теперь рассматривается только как самый впечатляющий символ Римской империи.